Теоритической и методологической основой программы являются : положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Программа раззработана в соответствии с
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-СанПин 2.4.1.3049-13
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155
-Конвенцией о правах ребенка.
-Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
-Декларацией прав ребенка.
-Уставом и нормативными документами ДОУ.
-"Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи " Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
-Основной образовательной программой ДОУ.
В детском саду учителями - логопедами проводится коррекционно-развивающая работа в группах для детей С ОНР (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей на обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Логопедические занятия предполагают :
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляторных навыков звукопроизношения, слоговой структуры).
2.Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем , составляющих звуковую оболочку слова).
3. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
5. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
6.Развитие связной речи старших дошкольников.
7.Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
8. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Учебный план
старшая комбинированная группа
В старшей группе (дети 5-6 лет) предусматриваются следующие виды занятий :
-Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
-Формирование фонематической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В 1 периоде обучения (сентябрь (3-4 недели), октябрь, ноябрь) фронтальные занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи, формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - индивидуально.
Во 2 периоде (декабрь, январь, февраль) - занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи , формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - индивидуально.
В 3 периоде (март, апрель май) занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи, формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - индивидуально.
Длительность занятия на начальном этапе работы - 20 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 25 минут.
УМК учителя - логопеда:
-"Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи" Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
-Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
УМК детей:
-Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 5-6 лет (рабочая тетрадь).
-Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет.
УМК воспитателей :
-Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
Подготовительная комбинированная группа
В подготовительной группе (дети 6-7 лет) предусматриваются занятия по звукопроизношению, формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте.
Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В 1 периоде обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) фронтальные занятия по звукопроизношению , формированию лексико - грамматического строя речи и обучению грамоте проводятся 4 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - индивидуально.
Во 2 периоде (декабрь, январь, февраль) - занятия по звукопроизношению, формированию лексико - грамматического строя речи и обучению грамоте проводятся 4 раза в неделю.
В 3 периоде (март, апрель, май) - занятия по звукопроизношению, формированию лексико - грамматических строя речи и обучению грамоте проводятся 4 раза в неделю.
Длительность занятия - 30 минут.
УМК учителя - логопеда :
-Цуканова С.П., Бетц Л.Л. "Учим говорить ребенка говорить и читать".
УМК детей :
-Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Комплект пособий "Я учусь говорить и читать ". Альбомы для индивидуальной работы №1, №2, №3 .
-Цуканова С.П., Бетц Л.Л. "Формируем навыки чтения". Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников.