Персональный сайт учителя-логопеда МБДОУ №4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области Мячиной Галины Вячеславовны

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 30363.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Мячина Галина Вячеславовна (УИ №1551886, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Полезная информация для родителей (законных представителей)

 Уважаемые родители!

Эта страничка создана для оказания профессиональной вам помощи. Здесь вы  найдете множество ответов на интересующие вас вопросы:

Как разговаривать с ребёнком?

Как правильно выполнять с ребёнком артикуляционную и дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику?

Как выполнять домашнее задание?

Как развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас детей, формировать слоговую структуру слова, развивать логическое внимание, память, мышление, фонематический слух.

Как обучать ребёнка навыкам письма и чтения.

Как разговаривать с ребёнком?

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому если вы будете говорить неправильно , ваш  ребёнок будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить:

НЕЛЬЗЯ:

*Искажать слово.

*Подражать детскому произношению и "сюсюкать".

НУЖНО:

*Разговаривать с ребёнком; следите, чтобы речь была чёткой и выразительной, грамотной, ясной.

*Исправляйте ошибки в речи ребёнка, но делайте это тактично.Если вы посмеётесь над ребёнком, вы обидите его, и ребёнок может потерять к вам доверие.

*Включайте ребёнка не только в игру,но и в взаимодействие со всеми членами семьи.

*Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т.д.)

*Обязательно давайте ребёнку полезные поручения. Благодарите его за помощь.

*Важно не только развивать произносительные навыки , но и совершенствовать умение ребёнка понимать смысл речи е только в определённой ситуации, но и вне её.

По дороге в детский сад, домой и т.д. обсуждайте с ребёнком то, как прошёл его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка.

И главное! Поддерживайте все начинания своего, хвалите его даже за незначительные успехи.

f00f1551886a1697905991d32.jpgf00f1551886a1697906022d81.jpg

f00f1551886a1697906048d63.jpgf00f1551886a1698334769d40.jpg

f00f1551886a1698335143d21.jpg

f00f1551886a1698334918d42.jpg

f00f1551886a1698334951d38.jpg

f00f1551886a1698334998d25.jpg

f00f1551886a1698335023d30.jpg

f00f1551886a1698335431d82.jpg


Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей  старшего дошкольного возраста

 Пояснительная записка 

Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. 
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова слоговой структуры слова.  В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция  — одна  из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
 Актуальность
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

 В основу методики, разработанной Н.С. Четверушкиной, положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. 
  Система работы рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная группа). Важнейшее значение в работе автор отводит индивидуальному подходу к детям, который предполагает учет психических возможностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. 

Типы нарушений слоговой структуры слова 

1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка. 

Этапы работы над слоговой структурой слова
В коррекционной работе по преодолению нарушений  можно выделяют 2 этапа:
подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале; собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов  у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле.
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спину»: живот — впереди, спина — сзади. Где живот? Где спина?).
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). 

2. Ориентировка в трехмерном пространстве.
«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой») и т.п.
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
Совершенствование движений общей моторики, совершенствование мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие чувства темпа, формирование чувства ритма, совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
«Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами.
«Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки —  … 3)Пальчики здороваются.
Артикуляционные упражнения.
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа.
«Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Формирование чувства ритма.
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета  красный - желтый  - красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок,  маленькая капелька — короткий). 
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов («Человечки — звуки») без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков и т.п.

 Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
- с общим гласным (ка – та – ма – ва);
- обратные слоги (скажи «ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).  

Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива,дети)
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
Односложные (дом, мак).
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа. 

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
-Слоговые линейки.
- Слоговые домики

- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
-«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» ( Количество слов постепенно увеличивается. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

Работа над предложениями, стихотворениями, чистоговорками

Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности, использованию дидактических игр. 
При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов. 

 Ожидаемые результаты

Дети овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава; 
-воспроизводят слова различной слоговой структуры; 
- определяют количество слогов;
- составляют предложения со словами различной слоговой структуры; 
- преодолевают лексико-грамматические трудности;
-совершенствуют зрительное и слуховое внимание;
- у детей нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
- активизируется и обогащается словарный запас;
- развивается грамотная речь, мышление, память.
-овладеть элементарными навыками слогового анализа .

                   Биоэнергопластика в системе работы над развитием артикуляции у детей

Дошкольный возраст - это период  важный для развития познавательных потребностей ребенка, которые находят выражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружения нового. Формирование чистой, правильной речи у дошкольников, является значимой задачей, т.к. позволяет избежать проблем при обучении в школе. Достигнуть лучших результатов в коррекционной работе может помочь использование инновационного метода - биоэнергопластика. 

Биоэнергопластика - это система упражнений  для развития гибкости артикуляционного аппарата  и синхронности его движений с движениями кистей рук. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Использование биоэнергопластики  в сочетании с артикуляционными  упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно  удерживатьинтерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, повышая при этом его эффективность. Кроме того биоэнергопластика в сочетании с артикуляционными упражненими позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения  положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало).  Развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков. 

Применение биоэнергопластики дает возможность оптимизировать психологическую базу речи, улучшить моторные возможности ребенка, что способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, синхронизации работы над речевой и мелкой моторикой. А также применение данного метода способствует исправлению дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными  кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает  в каком положении ноходятся органы артикуляции - язык, нижняя челюсть, губы, щеки.

Таким образом,  биоэнергопластика способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений , развитию памяти, внимания,мышления.

f00f1551886a1711644117d27.jpgf00f1551886a1734861775d96.jpgf00f1551886a1734861788d70.jpg






19 октября 2023 в 20:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.